Школьный музей является важной составной частью образовательного процесса. Изучение экспозиции школьного музея должно стать продолжением получения знаний, которые ученики приобретают на основных уроках.
Школьный музей является универсальным средством воспитательного воздействия на умы и души подростков.
Задачи музея:
- воспитание бережного отношения к историческим и художественным ценностям,
- воспитание патриотов и людей с активной гражданской позицией, воспитание чувства долга, ответственности перед отечеством, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям своего народа,
- развитие творческих способностей, умение практически использовать полученные знания и навыки,
- развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
- дать необходимые знания в области исторических дисциплин
- формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
- воспитание чувства высокой ответственности и дисциплинированности.
Основная цель работы школьного музея - создание условий для формирования гармоничной личности: эстетически развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями, с активной гражданской позицией, подготовленной к условиям быстрого темпа жизни.
В процессе музейной деятельности учащиеся овладевают основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьным курсом, а также навыками исследовательской деятельности:
- выбор и формулирование темы,
- поиск и сбор источников,
- историографический анализ темы, составление научно-справочного аппарата,
- оформление выводов исследования.
Деятельность музея имеет четкую программу – через изучение истории своей школы, своего края, воспитывает у учащихся чувство патриотизма, любви к Отечеству, прививает уважение к ратной славе нашего народа.
Роль историко-этнографического музея как нельзя лучше выражают замечательные слова Д.С. Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране...»
Какую роль играет и может играть музей в настоящее время и обозримом будущем?
В современном понимании музей означает «научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое, в соответствии со своими социальными функциями, осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры и природных объектов. Каждому человеку, живущему на земле, дорог свой край, своя малая Родина. Прошлое нашего края богато славными традициями, незабываемыми событиями.
Помещение музея - кабинет на 2 этаже специально оборудована для хранения экспонатов и их демонстрации. Художественное оформление соответствует эстетическим нормам.
Мы стали свидетелями того, что в последнее время в малых национальных группах усилился интерес к своей истории. Подрастающее поколение должно вернуться к истокам и «пройти» по дорогам отцов, чтобы ответить на вопросы: «Откуда мы? Почему так называется аул? Как и где жили наши предки? Какие песни пели, как танцевали? Кто мы? Где наши корни?» и вспомнить то, чего забыть нельзя. Ответы на эти вопросы будут способствовать расширению знаний о своем крае, о географии проживания земляков и о том, как живут люди в других краях.
Воспитательная функция музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию. Музей в силу своих специфических возможностей способен дать ему эмоционально-оценочные знания о культурно-историческом прошлом, преобразовав их в систему ценностных отношений. Образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой, предметно-пространственной среде, где ребёнок ощущает свою сопричастность к былому. За этот период накоплен богатый материал и опыт музейной работы.
В 2018 году была открыта и присвоена имя «Историко-этнографический музей», т.е. получил историко-этнографическую направленность, что дает возможность рационально использовать его в учебном процессе и воспитательной работе.
Основным направлением в работе музея является краеведческая деятельность. Параллельно музей фиксирует историю школы, аула, края, страны. Экспозиции музея рассказывают об истории аула Эдельбай, его жителей. Фонд образован и пополняется дарами учеников, их родственников, учителей, жителей аула и гостей музея.
В музейную деятельность вовлечена вся школа, но основную часть работы выполняет актив. Он постоянно пополняется новыми учащимися.Актив изучает различные источники, соответствующие профилю музея тематики; систематически пополняет фонды музея, обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея; создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки, проводит экскурсионно-лекторскую работу; оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе. В настоящее время в Совете музея занимаются учащиеся 5-10 классов в возрасте от 11—16 лет. В целях лучшей организации работы постоянного актива в музее созданы отделы.
Для учащихся этих отделов проводятся занятия «узкого профиля» (экскурсоводов, экспозиционеров, поисковых групп и проч.). В музейном пространстве проходят вечера, встречи с интересными людьми, диспуты, концерты.О работе школьного музея известно не только в ауле, но и далеко за его пределами. Всё больше жителей проявляют интерес, несут очень ценные и дорогие сердцу экспонаты, часто очень древние вызывающие неподдельный интерес у учащихся и учителей школы.
Основные формы работы культурно-просветительной деятельности музея вызваны способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданского самосознания: экскурсии, лекции, беседы, литературно-исторические и музыкальные композиции, викторины и конкурсы, открытия выставок.
Все дальше вглубь времени уходят огненные годы Великой Отечественной войны, годы тяжелого труда, годы величайших испытаний, которые пришлось пережить народу, как на фронте, так и в тылу. Время неумолимо уносит в прошлое факты, события, имена тех, кто в годы войны был ее участником, воевал с оружием в руках, защищая нашу Родину. Но и ныне вдовы и сироты, отцы и матери, братья и сестры тех, кто погиб на полях сражений Великой Отечественной, несут в сердцах боль невозвратимой утраты. Это не только скорбь о погибших, это и гордость за величие совершенного ими подвига во имя Отчизны. Память о них должна остаться будущим поколениям.
Программа представляет собой согласованный по срокам выполнения и исполнителям комплекс нормативных, правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач патриотического воспитания детей и молодежи.
Поисково-собирательное направление работы музея реализуется посредством проведения акций среди учащихся, педагогов, родителей, выпускников.
Она включает в себя следующие виды работ:
- Собирательскую (поисковую) работу.
Основные формы: текущее комплектование, переписка, сбор и фиксация материалов, пополнение фонда. Так в музее появились посуда, утварь, видеозаписи школьных спектаклей прошлых лет. В результате поисково-исследовательской работы по материалам архива райвоенкомата и воспоминаниям старожилов составлен список воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Этот список был включен в районную Книгу Памяти и использован для оформления памятника павшим в боях землякам.